Главная страница. | к оглавлению | к началу текста | продолжение | рисунки |
В МАРШРУТЕ.
Тропа шла по травянистому склону. Часа через два мы вышли в места, истоптанные буйволами – первый признак близости деревни, и вскоре подходили к прилепившимся на уступе склона низким, темно-серым домишкам, из-под крыш которых вился синий дымок. Растоптанная в грязь земля, сушится на палке яркая юбка, обмотки. Залаяли собаки. Старик-мео показал жестом сложенных ладоней, что предлагает нам спать здесь. В жилище мео темно, особенно после дневного света; окон нет и свет проходит через дверь, если она открыта, и через щели между тесанными вручную досками стен. Да и темное все внутри: земляной пол, закопчённые стены, балки перекрытий. Чёрная и одежда мео. И лица их порядком закопчёны. Общее впечатление от этого – какой-то пещеры. Правда, глаза привыкают, но все равно остаются таинственные темные углы и антресоли, на которых хранится рис в больших плетеных бочках и кучами – в снопах. Так, в снопах его и приносят с полей в заплечных, чуть сужающихся книзу корзинах. Висят гирлянды кукурузных початков. В доме всегда есть нары, покрытые циновкой. Это – для гостей, возлежания при курении опиума, а сами хозяева спят в небольших, отгороженных дощатыми стенами комнатках. Сейчас, когда прошло полтора месяца, в течение которых я не только ежедневно видел людей мео, но и жил в их деревнях, в их домах, мне кажется, что я присмотрелся к ним. Но тогда, вначале, всё казалось удивительным: яркие юбки женщин и длинные волосы мужчин, серебро украшений и самодельные ружья, курение опиума и музыкальные инструменты. Мео живут в горах высоко, выше тхайских деревень и это, наряду с другими причинами, сформировало их независимые повадки людей, знающих себе цену. Они не так держатся друг за друга и нередко селятся вдали друг от друга, небольшими деревнями, хуторами, а то и единственным домом. Это связано, прежде всего, с системой земледелия: у мео нет постоянных полей, они выжигают растительность на склоне под поля, затем, когда земля истощается, выжигают новые участки, а старые оставляют на несколько лет зарастать травой. Леса отступили уже к самым вершинам хребтов и деревушки мео находятся высоко, на границе леса – источника топлива и строительного материала. На следующий день к вечеру мы перевалили высокие отроги и стали спускаться в верховья ручья. Здесь стоял девственный лес. Великаны с веревками свисающих лиан, древовидные папоротники, незнакомые растения, усеянные острыми и крепкими шипами, колючками; ближе к воде – бамбук и банан. Темная и не редко рыхлая земля, гниющие на ней стволы, корни, листья. Разглядеть всё это было не в моих силах. Особенно впечатляли деревья. Вершины их не просматривались, и шлем сваливался с головы при попытке сделать это. В ДЕРЕВНЕ ТА-ПУ-ЧУ. Деревня мео Та-Пу-Чу на картах еще не показана. Она, конечно, не только что возникла – просто карты устарели. Это одна из наиболее удаленных от сравнительно обжитых мест. От деревни, где располагается администрация района Чам-Тао, до нее два дня пути. Да эта администрация ею и не занимается, т.к., перевалив через водораздел, попадаешь уже в другую провинцию, – за перевалом реки текут на юг, к реке Чёрной, и это – провинция Сон-Ла. А уж сколько дней пути до ее административного центра сосчитать трудно. Та-Пу-Чу располагается в верховьях речки и, если пройти вниз по тропам и выйти в более обжитые места, то оттуда Та-Пу-Чу виднеется маленьким ярко-зеленым пятном, – это зеленеют небольшие плантации мака, а дома, конечно, не видны. Для мео расстояния в день-два по горной тропе ничего не значат, но тем не менее, если узнают в каком-нибудь Хоа-Киме, что вы пришли из Та-Пу-Чу. То уважительно и сочувственно покачают головой – дорога длинная и трудная. В Та-Пу-Чу всего несколько небольших хижин, дощатых, как обычно у мео. Они стоят на расчищенном от валунов месте. На другом борту долины речки – темно-зеленый покров горных джунглей. Оттуда, почти за два километра, по утрам раздается пронзительный визг птиц, иногда заставляющий думать, не животные ли это кричат, обезьяны какие-нибудь. Склон горы уходит прямо от деревни вверх, водораздела не видно. Вниз же по долине открывается далекий вид на горные отроги, распадки и туманные горные цепи в районе реки Чёрной. Видна деревня Хан-Ко-Зан – точнее ее местонахождение, т.к. домов не видно, а только – оголенную около них буровато-красную почву. До этой деревни идти по тропе несколько часов. В Та-Пу-Чу, как и везде в этих местах, живут красные мео <мео делятся на белых, черных, красных и пестрых, что соответствует цветам их одежды> . Чумазые ребятишки. Мужчины следят за своей внешностью и даже несколько щеголеваты. Черная, узкая рубашка, застегивающаяся на боку, и не очень длинные черные штаны подчеркивают стройность их пропорциональной, легкой, но не хрупкой, а скорее атлетической фигуры. Женщины приземисты. Это впечатление еще усиливается короткими, закрывающими лишь колени, и широкими сборчатыми юбками, коротким и резковатым шагом. Они идут быстро и останавливаются как-то резко, сразу. Походка у мео пружинистая и нога их чувствует землю, как бы осязает ее. Это не музыкальный ритм легкой походки тхаев и не грациозная, несколько развинченная походка вьетов, когда видно, что человек ощущает свое тело. Держит его в равновесии; у вьетов всё тело участвует в процессе ходьбы. Мео практически не ходят по ровным горизонтальным местам. Вверх, вниз, с тяжелой заплечной корзиной. Горцы. Утром – на поле. Идет уборка риса. Его срезают, вяжут маленькие но увесистые снопы, грузят в мешках на лошадь, несут в корзинах на спине – до темноты успевают вернуться в деревню или ночуют в шалашах и хижинах вблизи своих полей. Изредка можно увидеть на таком поле что-то похожее на столик на высоких тонких ножках, сделанный из бамбука. В него воткнуты перья. Это – для молитвы, ритуала, свершаемого перед началом работ, уборки или посадки. В тропах мео надо разбираться. Их много, но главная, соединяющая деревни, обычно одна. Все остальные, как бы ни были они натоптаны, заведут вас в тупик – на поля. Они могут увести в джунгли и вы будете идти и час и два, перебираясь по стволам деревьев через ручьи, будете скользить, сыпать камни вниз по крутому склону, перелезать через завалы, спускаться, подниматься, а в конце попадете на плантации мака. Кругом лес, камни, а здесь – только ярко-зеленые растения. В январе они уже кое-где цветут, но коробочки будут позже. Большая плантация, как видно, принадлежит не одному хозяину. Здесь и шалашей несколько, и маленькие плетеные заборчики делят ее на участки, и тропинки проложены и даже выложены по краям камнями… Да, любят мео повозиться с маком… Женщины мео – рукодельницы. Сделать нарядную юбку – большой труд. Тёмная, почти черная с бледно-голубоватым набивным рисунком, она снизу украшается аппликацией из чередующихся белых и красных квадратов, а также плотной и яркой вышивкой красными, желтыми, белыми, синими и зелеными нитками. Рисунок – орнаментальный, геометрический. Уже с небольшого расстояния юбка смотрится очень хорошо и производит впечатление тонкой работы. Вечерами девушки ковыряются со своим вышиванием при свете лучины, нащепленной из плоской и длинной чурки особого, похожего на ель дерева. |